Неизвестно, как сложилась бы судьба дизайнера, давшего свое имя целой модной индустрии, если бы в далекие 60-е его дом в Японии не решили снести. На деньги за полученную компенсацию молодой модельер купил билет в Париж, в один конец. Звали его Кензо Такада.
В переводе с японского «кен» означает «умный», «зо» – «третий». Такада был младшим в семье. С детства мальчишка интересовался дизайном, окончил токийскую школу моды. «Когда-то давно я шил платья для кукол и мечтал, что буду одевать дочерей далеко Запада», – впоследствии скажет он.
Всего 25 франков – именно столько, говорят, просил Кензо за свои первые эскизы. Приезд в столицу Франции оказался непростым, однако Кензо был упрям – снимая крошечную комнату на Монмартре, он не пропускал ни одного модного показа и работал, не покладая рук. Его первая коллекция называлась «Разрушение Haute Couture» – женская линейка с этническими мотивами. Показ прошел очень скромно, однако Париж заметил молодое дарование, хотя сам еще не осознавал, какую модную бомбу готовит для всех Кензо.
В конце 70-х модный мир Европы был лаконичен и сдержан, использовались серые и синие тона, строгий крой. Кензо шокировал буйством красок, обилием экзотических принтов и свободой кроя, напоминающего кимоно. Инновационный подход позволил ему вырваться в первый эшелон – вскоре Кензо открыл бутик и появился в модном журнале Elle. Это был прорыв. О японце заговорили, его коллекции были представлены в Нью Йорке и Токио.
Казалось, Кензо обращает в золото все, к чему прикасается – его длинный пиджак свободного кроя в 80-е был на пике популярности, а сочетание жакета в цветочек и полосатых брюк по сей день являются одним из фирменных «фишек» дома. Модельер обладал уникальным чутьем; понимая, насколько непривычными являются его модные открытия для Европы, он шокировал без устали: устраивал показы в цирках шапито и появлялся перед публикой верхом на слоне, отказывался от канонов в моде, без конца компонировал этнику с классикой.
Наряду с высокой модой Кензо выпускает хлопчатобумажные пижамы, пуловеры с широким рукавом и джинсы с цветастым орнаментом. Рукава-«фонарики» в восточном стиле, платья-свитера – за их появление мы должны благодарить именно «самого французского из японских модельеров».
В 1987 году была запущена линия детской одежды от Kenzo. Концепция дома как нельзя лучше отвечала запросам маленьких модников и модниц – мотивы флоры и фауны, пестрая расцветка и высокое качество: гипоаллергенные ткани, отсутствие химических красителей, качественная фурнитура.
В 1991 году Такада начинает совместное с Yves Delorme производство линии белья и полотенец. Его гений не знает усталости: в 1996 году он создает предметы интерьера вместе с Lelievre, а в 2005 году – столовую посуду в кооперации с Arc International. Сегодня Kenzo Maison – это сегмент, представляющий товары интерьера – мебель, посуду, покрывала, светильники.
Любая единица из каталога Kenzo Maison изготавливается на заказ с использованием высококачественных натуральных материалов – шерсти, дерева, стекла. Для обивки диванов, покрывал и подушек используются ткани из коллекций прет-а-порте. Стоимость пледа или покрывала – 800 евро, настольная лампа стоит 400 евро, журнальный столик – 450 евро. Цены на кровати и кресла в стиле ар-деко варьируются от 5 тысяч евро и выше.
В 1988 году бренд выпускает дебютный аромат с лаконичным названием Kenzo – женский парфюм, флакон которого украшали лепестки роз. Несколько лет спустя к нему присоединился мужской запах, разработанный парфюмером Кристианом Матье – Kenzo pour Homme. Его отличительной чертой стала очередная инновация: в основу лег морской аромат, в то время практически не использовавшийся, что сделало духи культовыми; сегодня цена Kenzo pour Homme – 35 евро за 100 мл.
Духи от Кензо Такада делятся на несколько коллекций: Amour Collection, Aqua Kenzo, d’Amour Collection, Jungle Collection, Kenzo Word, L’Eau par Kenzo, Madly, Totem. Черта всех ароматов от Кензо – легкость и изящество, для их создания привлекались такие именитые парфюмеры как Франсуа Демаши (Ален Делон, Dior), Кристин Нажель (Hermès), Доминик Ропьон (Alexander McQueen, Chopard), София Гройсман (Calvin Klein, Estée Lauder), Оливье Польж (Bvlgari, Кейт Мосс).
В 2000-м году был выпущен флагманский парфюм для женщин Flower by Kenzo. Творение Доры Багриш-Арно и Альберто Морилласа на базе груши, белых цветов и древесины было названо сайтом Vogue одним из лучших классических французских духов всех времен. Флакон для Flower создала одна из лучших художников-иллюстраторов Франции Ребекка Дотремер. Стоимость «Цветка от Кензо» сегодня составляет 45 евро за 100 мл.
После 30-ти лет на посту главного дизайнера, накануне нового тысячелетия в 1999 году Кензо объявил о своем уходе из модного дома. Однако о покое он и не помышлял – выпускал одежду под марками Yume и Takada, основал бренд посуды, мебели и аксессуаров для дома Gokan Kobo, разработал авторский парфюм для Avon, создал коллекцию украшений, много сотрудничал с каталогом La Redoute и организацией по охране морской среды Blue Marine Foundation. В 2020 году дизайнера, создавшего почти 8 тысяч модных образцов и оставившего незыблемый след в истории моды не стало, ему был 81 год.
После ухода Такады его наместниками в Kenzo стали Рой Крейберг и Жиль Розье. В 2003 году представители концерна LVMH назначили креативным директором сицилийского дизайнера Антонио Марраса. К моменту его ухода в 2011 году бренд с мировым именем едва окупался, годовой оборот составлял всего около 150 миллионов евро. Приход директоров Умберто Леона и Кэрол Лим не спасли дело – поклонники с прохладцей приняли их попытку «взбодрить» коллекции дома, их упрекали в том, что бренд окончательно утрачивает утонченность, изначально присущую ему.
В 2013 году Kenzo совместно с австрийскими дизайнерами запустила серию деловой одежды Kenner, но линейка оказалась невостребованной, и производство прекратилось. Чтобы помочь бренду обрести былую славу, для показов привлекались, как в 70-е, артисты, музыканты, художники; музыкальное сопровождение к показу коллекции 2014 года было написано самим Дэвидом Линчем.
Наконец в 2016 году состоялась коллаборация Kenzo и массового бренда H&M, буквально спасшая дом: совместная коллекция разлетелась мгновенно и имела большой успех. Лукбуки поражали буйством красок, многослойным свободным кроем, были тут и леопардовые принты, и неоновые тигры, и розовые зебры; для рекламной кампании осенней коллекции снялись модель Хао Лю, активистка Эми Сэлл, фотограф Янгджан Ку, рэпер Le1f. Параллельно активно развивалось производство аксессуаров – к 2017 году бренд получал почти 30 % виручки только от продажи солнечных очков и кроссовок.
В 2018 году лицом коллекции La Collection Memento No. 2, воссоздавшей коллекцию Kenzo Jeans 1986 года, стала Бритни Спирз. В том же 2018-м Тiger Beer и Всемирный фонд дикой природы презентовали совместно с Кензо тематическую коллекцию, слоганом которой было «уважение к миру джунглей»; именно в этой коллекции впервые появился знаменитый принт с тигром, сегодня являющийся абсолютным хитом продаж. В «футболке с тигром» на различных мероприятиях появлялись такие звезды как Бейонсе, Зоуи Дешанель, Селена Гомес и Рианна. Футболка унисекс Icon Tiger от Кензо сегодня стоит 150 евро.
В настоящее время Kenzo – международный бренд класса «люкс», один из самых узнаваемых в мире; он до сих пор принадлежит французскому брендмейкеру Louis Vuitton Moët Hennessy (LVMH), купившему его в 1993 году почти за 70 миллионов евро. Должность художественного руководителя с 2019 года занимает Фелипе Оливейра Баптиста, в свое время сотрудничавший с Max Mara, Christophe Lemaire и Cerruti; его дебютом стала блестящая коллаборация Кензо и Кансая Ямамото, когда-то одевавшего Девида Боуи в образе Зигги Стардаста: оба дизайнера имели схожие взгляды, не единожды обращались к теме поп-культуры и культуры манга. В коллекцию вошло 30 женских и 25 мужских моделей и свыше 20 аксессуаров. Цены варьировались от 105 до 1 050 евро.
Под торговой маркой Kenzo выпускается одежда, парфюмерия, аксессуары премиум-класса для женщин и мужчин. Следуя правилу основателя бренда – «разрушать правила», – Кензо и сегодня использует хлопок для зимних коллекций и трикотаж для пошива пуловеров. Смешение стилей Востока и Запада, инноваций и традиций – залог многолетнего успеха дома.
Современные коллекции Kenzo интересны свободным, полуспортивным стилем и обилием принтов, оригинальными цветовыми решениями в духе Кензо, которые удачно сочетаются с трендовостью. Цена на базовые женские футболки стартует от 50 евро, на свитшоты – от 150 евро, джинсы Кензо стоят от 250 евро и выше. Стоимость повседневного платья или белой рубашки – 300 евро, цена классического бежевого тренча Кензо для женщин – 1200 евро.
Классическая белая мужская рубашка стоит 200 евро, брюки прямого кроя или пиджак – 350 евро, толстовка – 250 евро, футболка с принтом – от 100 евро. Эспадрильи Кензо обойдутся в 200 евро, классические кроссовки или ботинки – от 400 евро и выше. Аксессуары Кензо отличаются яркостью, присущей бренду, и способны украсить даже самый скучный образ; при этом сумки, кепки, рюкзаки, солнцезащитные очки Kenzo подойдут как мужчинам так и женщинам в силу максимально выраженного стиля унисекс.
Стоимость кожаного ремня с фирменной пряжкой – 150 евро, черный классический рюкзак – 250 евро, цена кожаного женского клатча – от 400 евро и выше.