Владимир Набоков называл его работы «разнузданной безвкусицей», однако уже более двухсот лет его имя является синонимом роскоши, а украшения ювелирного дома, носящего его имя, оцениваются в тысячи долларов.
Собственноручно Карл Фаберже не создал ни одно из яиц, прославивших его – идеи воплощали нанятые им мастера. Ювелиром он был весьма посредственным, и, возможно, ограничился бы скромным статусом лавочника где-нибудь в Ливорнии, если бы в свое время его отец, Густав Фаберже, не отправился в Санкт-Петербург «в науки» к тамошнему шкатулочнику.
Началом карьеры Карла Фаберже считается заказ императора Александра III для своей жены Марии Федоровны. Венценосные особы увидели изделия фирмы Фаберже на выставке в Петербурге и пожелали к Пасхе яйцо – да не простое, а золотое. Ювелир велосипед выдумывать не стал и воплотил идею произведения, якобы когда-то увиденного императрицей в одном из замков Копенгагена.
Простенькое эмалевое яйцо, внутри которого помещались золотые желток и курочка, не напоминало тех великолепных филигранных вещиц, благодаря которым имя Фаберже станет нарицательным. Однако и этого было довольно – мастер стал придворным ювелиром и кроме роскошных пасхальных яиц (всего их было создано более 70-ти) стал изготавливать шкатулки, аксессуары и украшения для августейших особ.
На изготовление каждого «киндер сюрприза» уходил почти год, иногда они достигали 20-ти см в высоту, украшались гравюрами и портретами. Внутри традиционно содержался миниатюрный паровоз или корабль, цепочка или кулон. На рубеже XIX–XX вв. стоимость одного яйца достигала 25 тысяч рублей. Для сравнения – зарплата рабочего не превышала 30 рублей.
После революции 1917 года все имущество Карла Фаберже было национализировано. Ювелиру пришлось бежать в Германию. Потеряв состояние и любимое дело, он влачил жалкое существование и скончался в 1920 году. Его украшения долго лежали без дела, пока в 1930-м большевики с целью обогащения казны не решили распродать «царские побрякушки». Фаберже шел с молотка, некоторые экземпляры были оценены меньше чем в 400 долларов.
Большинство шедевров приобрел предприниматель Арманд Хаммер. Он привез диковинку в Штаты и сумел найти покупателей. Одним из них был Малкольм Форбс – тот самый, чьим именем назван всемирно известный журнал. К концу жизни у него была крупнейшая по тем временам коллекция: более 200 предметов.
Среди именитых ценителей Фаберже прошлого века – жена исполнительного директора General Motors Лилиан Пратт; ее коллекция насчитывала 150 предметов, в том числе медную пепельницу, сделанную незадолго до революции. Часть экспонатов купил, и тем спас от переплавки, английский дилер Эмануэль Сноумен; благодаря ему мы имеем возможность любоваться, в том числе, хрустальным «Павлином»: механическая птичка внутри яйца умеет поворачивать голову и распускать хвост.
Сегодня большинство аутентичных яиц хранятся в музеях и частных коллекциях, многие утеряны; говорят, что часть сокровищ ювелир и его сыновья спрятали в неизвестных тайниках, где они хранятся и поныне. Впрочем, периодически золотые яйца всплывают буквально ниоткуда: в 2014 году торговец из США купил на блошином рынке за $ 14 тыс. некое изделие и нашел внутри часы известного швейцарского бренда Vacheron Constantin. Находка оказалась одним из первых императорских яиц, считавшихся утраченными, и была оценена в более чем миллион.
После эмиграции основателя бренд Фаберже прозябал более полувека: он был продан потомками ювелира розничному торговцу Сэмюэлу Рубину за жалкие $25 тысяч. Однако в начале нового столетия мода на роскошь снова дала о себе знать: в 2007 году пасхальное «Яйцо Ротшильдов» было продано на аукционе Cristies за 9 миллионов фунтов, а в 2008 году было объявлено о воссоздании Fabergé. На тот момент марка принадлежала британско-голландской компании Unilever, которая выпускала мужские дезодоранты; права обошлись южноафриканскому бизнесмену Брайану Гилбертсону в 38 миллионов долларов.
Сегодня бренд принадлежит компании Fabergе Limited и снова производит ювелирные изделия, среди заказчиков числятся даже члены британской Королевской семьи. В 2015-м, после длительного перерыва, было выпущено очередное яйцо – «Жемчужное».
Бренд сотрудничает с модными домами Hermès и Cartier, изображения яиц Фаберже используются в дизайне тканей, обоев, бижутерии. Самая дорогая в мире дамская сумочка, выполненная в форме яйца Фаберже и украшенная бриллиантами, оценивается в 6,7 млн $.
Фаберже вошел также в культуру: драгоценные яйца упоминаются в телесериалах, песнях, яйцо Фаберже фигурирует в романе Яна Флеминга о Джеймсе Бонде, а «Коронационное» яйцо с крохотной каретой внутри похищали бандиты в фильме «Двенадцать друзей Оушена». Оригинал изделия режиссеру Стивену Содрбергу не доверили, и на создание подделки пришлось потратить 4000 долларов.
Сегодня яйца Faberge доступны к заказу в каталоге Rechi.ua.